Правильное восприятие ситуации во время вождения

Водитель во время движения транспортного средства оценивает менябщуюсяобстановку преимущественно визуально: взгляд скачкообразно перемещается с одного объекта постоянно меняющейся дорожной обстановки на другой (другие). При этом выделяются своего рода опорные точки пространственного коридора, по которому движется автомобиль.
Очевидно, что чем выше скорость движения, тем интенсивнее происходит этом рефлекторный алгоритм. Поэтому следует знать об основных характеристиках восприятия динамичной обстановки, обманах и иллюзиях, неизбежно возникающих в процессе движения.
Субъективное восприятие водителем ситуации зависит от степени адекватности пространственно-временных оценок. Основной акцент в восприятии предметов – верная оценка расстояния между ними, их степени статичности и динамичности.
Доказано, что для правильного восприятия предметов необходимо их зрительно фиксировать в течении 0,1 – 0,3 с. При увеличении скорости расстояние зрительного охвата увеличивается, как и количество движущихся/статичных объектов.
Если на расстоянии в 30 метров водитель четко воспринимает ширину дороги 1,5 метра, то на 500 – почти 15 метров. Для обгона движущегося транспорта, в целях достижения наибольшей безопасности, водителю нужно контролировать дорогу на расстоянии 500-600 метров впереди себя.
Кроме основного объекта внимания, водитель может еще держать в поле зрения 3-4 объекта, которые участвуют в дорожной ситуации. Например, переходящие дорогу пешеходы, сигнал светофора, встречный транспорт, проезжая часть.
Распределение и концентрация зрительного восприятия зависит от конкретной обстановки, а также скорости ее изменения. Так, при перестроении водителю необходимо для бокового обзора 0,8-1,6 с, для контроля дороги сзади нужно около секунды. При необходимости пересечь главную дорогу визуальный поиск помех займет больше времени – 1,1-2,6 с. Причем, чем интенсивность движения выше, тем больше нужно времени, которое водитель фиксирует на отдельных предметах.
Для обеспечения безопасности движения, особенно на больших скоростях, важно выработать способность правильно оценивать микроинтервалы при совершении маневров. Одним из основных навыков, определяющих мастерство водителя, является правильная оценка скорости движения транспорта, пешеходов и других объектов. Это качество очень важно для выработки правильного динамического глазомера.
Неверная оценка интервала времени может привести к поспешности или запаздыванию во время совершения маневра, применению резкого управления, в результате чего возникают аварийные ситуации. Большинство ошибок при обгоне происходит при неправильной оценке интервалов времени и скорости автомобиля. Конечно, для правильного маневра важно точно определить расстояние до автомобиля, но еще важнее – сопоставить это расстояние со скоростью движения, длиной тормозного пути в конкретной ситуации.
Очень опасно переоценивать временные интервалы, ведь при реальном дефиците времени, водителю может показаться, что временной отрезок достаточен для выполнения маневра. Ошибка в таких случаях может привести к непоправимой трагедии.
Точность восприятия времени также зависит от общих индивидуальных особенностей человека, а также его конкретного психологического состояния (эмоциональное состояние, подавленность, эйфория). Важно помнить, что при хорошем настроении, эмоциональном подъеме время летит быстро, и реальные временные интервалы недооцениваются. При подавленном состоянии и отрицательных эмоциях восприятие времени замедляется, и, как правило, переоцениваются временные интервалы. Поэтому нормальное и уравновешенное эмоциональное состояние водителя делает управление транспортным средством.

Метки к статье: Реакция водителя

Adblock
detector