Бензиновый вопрос: 92-й или 95-й, или лей больше – катись дальше?

Наверное, почти каждый водитель Фольксвагена (да и другой модели автомобиля) задавался вопросом: если залить бензин с другим октановым числом, то как это повлияет на двигатель и на характеристику езды в целом? Особенно интересен вопрос тем, что существуют в народе разные ответы на него.
Давайте сначала немного теоретической части, т.е. посмотрим, что обозначают эти цифры – 80, 92, 95 (во времена СССР еще и 93). Все это относится к обозначению октанового числа бензина. Октановое число – показатель, который характеризуют детонационную стойкость, т.е. способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии во время работы двигателя внутреннего сгорания. Проще говоря, чем больше октановый уровень топлива, тем меньше вероятность самовоспламенения при сжатии. Подобный подход позволяет сортировать топливо именно по показателю октанового числа.
В лабораториях и на заводах исследования проводят на одноцилиндровой установке с регулируемой степенью сжатия. Установка работает на 600 об/мин., температура воздуха и смеси – 52 градуса по Цельсию. По результатам испытаний присваивается исследовательское октановое число (ОЧИ). Оно предсказывает, как будет сгорать топливо при малых и средних нагрузках. Помимо этого, существует октановое число моторное (ОЧМ), которое выводится при других лабораторных условиях (температура 149 градусов, обороты – 900 об/мин.). Оно имеет более низкое значение, чем ОЧИ, и характеризует работу двигателя на максимальных нагрузках. Вот так определяют в исследовательских лабораториях октановое число, но это теория, которая интересна и понятна не всем. Тогда вернемся к вопросу о 92 и 95 бензине.
Дело в том, что при прямой перегонке нефти у бензина получается октановое число в 42-58. Понятно, что качество очень низкое. Конечно, технологически можно выдавать бензин сразу в 92 или 95, но такое производство будет очень дорогим (в несколько раз дороже существующих цен). Хотя производство бензина таким способом и практикуется в некоторых западных странах (сам процесс выработки бензина сразу с большим октановым числом называется каталитический реформинг). Российские производители, разумеется, таким путем не идут. У нас практикуется менее затратная технология производства бензина, имеющая название гидрокрекинг (каталитический крекинг). Бензин при таком производстве имеет на выходе октановое число 82-85. Тут к процессу подключают присадочные вещества (присадки). Всего их три типа:
1. Основанные на металлосодержащих составах. В результате получается этилированные бензины. Тетраэтилсвинец (одна из таких присадок) заставляет бензин работать на весь свой потенциал. Однако содержащийся в такой присадке свинец (как видно из названия) при сгорании бензина в двигателе и попадании металла в атмосферу, загрязняет ее и даже становится причиной развития тяжелых заболеваний. По этой причине подобный бензин снимается с производства. В Советском Союзе именно бензин АИ-93 и основывался на тетраэтилсвинце.
2. Более безопасные для окружающей среды присадки, основанные на никеле, марганце или монометиланилине (ММНА). Его как раз чаще всего применяют. Подобные присадки смешиваются с бензином, и в результате получают топливо с нужным октановым числом. Но эти присадки имеют и свои минусы – являются причиной образования налета на поршнях, свечах, а также засоряют датчики и катализаторы. Есть опасность со временем «закупорки» двигателя.
3. Самыми оптимальными присадками считают эфиры и спирты. Они не наносят вреда атмосфере и окружающей среде. Но максимальное значение октанового числа спиртов – всего 120 пунктов. Поэтому в бензин приходится добавлять подобные присадки в достаточно большом количестве – 10-20%. Еще недостаток – такие присадки содействуют разъеданию резиновых и пластиковых патрубков и датчиков.
Подытожим, – идеальных присадок не существует. Но большее распространение получили присадки второго и третьего типа. И теперь ответ на вопрос: «Что будет, если заливать вместо 92-го 95-й, и наоборот?»
В общем, разница между 92 и 95 бензином совсем небольшая. Она практически незаметна для водителей. Гораздо большее значение имеет качество топлива, которое предоставляется той или иной заправкой. Это зависит от добросовестности производителя и продавца. Поскольку официальной регламентации процента добавления присадок в бензин нет, то заправляясь 95 бензином (вместо 92) вы мало в чем выигрываете.
Если производитель использует эфирные присадки, то 95-й бензин даст небольшую экономию топлива, да и выхлопы будут чуть чище. А вот прогорание клапана здесь ни при чем. Прогорание клапана характерно для металлосодержащих присадок, а такой бензин сейчас редкость. Конечно, высокооктановый этилированный бензин может нанести вред мотору, настроенному на использование АИ 76. Но эта опасность миновала по историческим причинам.
Но главная реальность сегодняшнего дня: порой 92-й бензин лучше и предпочтительнее, чем 95-й. Просто качество последнего бывает на невысоком уровне. Как говорилось, это на совести владельцев заправок. Лучше на практике определить добросовестную АЗС и пользоваться ее услугами. Следует также учесть разницу в стоимости (2-4 рубля). А ведь известно, что, если нет разницы, то зачем платить больше?
Некоторых водителей машин Volkswagen с турбодвигателем возникает дополнительный вопрос: а если вместо 95-го заливать 98-й бензин? Как это скажется на вождении, есть ли разница?
Мнения практиков в этом моменте также отличаются. Одно мнение звучит так: я однозначно за 98-й. Машина становится экономичней, мощнее, поэтому советую 98. Другое мнение тоже имеет право на существование: заливал несколько раз 98-й, но в разгоне нет разницы никакой, а при запуске двигателя он начинает дергаться. Не советую 98-й, лучше 95-й. Но другие сводят страсти вокруг 98-го бензина почти на нет, просто сообщая, что даже в крупных городах всего несколько заправок предлагают этот бензин, а тот, который есть, неизвестно какого качества.

Метки к статье: Бензин 92 или 95

Adblock
detector