Восприятие водителем скорости и дорожной обстановки

Думается, что вопрос о восприятии водителем скорости и дорожной обстановки – один из важных моментов для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения. Человек сдал мытьем-катанием экзамены на водительские права, купил себе, например, весьма престижную модель Volkswagen и считает, что его безоблачная жизнь автолюбителя успешно началась. Однако еще придет многому учиться на практике. Это относится и к правильному восприятию постоянно меняющейся обстановки во время вождения.
Водитель оценивает движение на дороге большей частью визуально. По ходу движения автомобиля взгляд водителя скачкообразно переносится с одного объекта движения на другой. Человек как бы выделяет опорные точки, которые составляют пространственный коридор движения. Это само собой происходит, но следует помнить, что чем выше скорость автомобиля, тем сложнее это делать. Верный прогноз дорожной ситуации возможен только при знании условий восприятия дорожной ситуации. А конкретно – иллюзий и заблуждений, которые возникают в процессе движения.
Восприятие водителя зависит от возможности быстро и точно воспринимать пространственные и временные координаты, которые лежат в основе водительского расчета. При восприятии формы, объема и расстояния между предметами, можно совершить роковую ошибку. Поэтому следует рассмотреть вопрос подробнее.
Человеку для правильного восприятия предметов нужно зафиксировать их своим зрением на 0,1-0,3 секунды. При постепенном увеличении скорости, чтобы рассмотреть объект на трассе, водителю приходится направлять свой взгляд все дальше вперед от своего автомобиля. Также ему приходится обозревать все более широкий участок дороги. Количество объектов в поле зрительной фиксации все возрастает. На расстоянии в 30 метров воспринимается участок дороги шириной в полтора метра, а на расстоянии 500 метров – уже ширина обзора составляет около 16 метров. Для обгона впереди идущего автотранспорта, водитель для обеспечения безопасности движения, должен держать под зрительным контролем дорогу перед собой на расстоянии 600-800 метров.
Но вниманием обычно охватывается не более 3-х объектов, кроме опасного. При наличии пешеходов в складывающейся ситуации, водителю приходится наблюдать встречный и попутный транспорт, и за самой проезжей частью.
Характер концентрации внимания зависит от складывающейся в данный момент дорожной обстановки и скорости ее изменения. При перестроении водитель тратит для бокового обзора 0,8-1,5 секунд, а для анализа обстановки сзади – 0,8-1,0 секунд. Если предстоит пересечение главной дороги, время зрительного поиска возможной помехи составит 1,0-2,6 секунд. Причем, чем сложнее ситуация, тем больший отрезок времени требуется водителю для фиксации конкретных движущихся объектов.
Способность точно оценивать интервалы времени, особенно микроинтервалы, при осуществлении маневров автомашиной на больших скоростях движения имеет порой главное значение в обеспечении безопасности. С особенностями восприятия малых временных интервалов связан выбор скорости движения автомобиля. Правильная оценка скорости движущихся объектов-участников движения лежит в основе тренировки динамического восприятия, которое является определяющим в мастерстве водителя. Неправильная или неточная оценка временного интервала может привести к излишне поспешным или, наоборот, запаздывающим действиям, неправильным приемам управления и возникновению аварийных ситуаций.
Большинство ошибок водителей, особенно начинающих, при осуществлении обгона связанно именно с неверной оценкой микроинтервалов времени, что ведет к неправильному расчету скорости. Чтобы осуществить безопасный маневр важно не только правильно определить расстояние до других автомобилей, но и суметь сопоставить это расстояние с возможной длиной тормозного пути. Водителю важно на практике определить, какие маневры он сможет безопасно осуществлять в тех или иных дорожных условиях. Главная опасность состоит в переоценке интервалов времени, когда при недостатке имеющегося в наличии временного отрезка, водитель считает, что он успеет совершить маневр. Порой такая ошибка с трудом поддается исправлению (например, при обгоне).
Немаловажно иметь в виду, что на точность восприятия времени влияет психотип и индивидуальные особенности человека. Если водитель испытывает хорошие эмоции, находится в приподнятом настроении, то восприятие временных интервалов искажается. Те же опасные ошибки можно совершить, находясь в подавленном состоянии или испытывая стресс. Опасно во время вождения отвлекаться на разговоры с пассажирами и разговаривать по телефону. А об употреблении алкоголя и наркотиков – вообще отдельный разговор. Помните главное правило водителя – понимать свою ответственность за безопасность всех участников дорожного движения.

Метки к статье: Восприятие скорости

Adblock
detector