Промывка охлаждающей системы: лучшие средства для очистки системы охлаждения

Причины и последствия попадания масла в систему охлаждения

Моторная жидкость может оказаться в контуре охлаждения из-за:

  • Нарушения герметичности между головкой и блоком цилиндров: такое случается по причине ослабления болтов крепления, нарушения целостности прокладки между ними, изменения плоскости головки или появления микротрещин в блоке цилиндров
  • Нарушения герметичности в масляном охладителе (в дизельных двигателях)

При попадании масла в охлаждающую жидкость образуется эмульсия. Она забивает шланги и патрубки, поэтому двигатель начинает перегреваться. Эмульсия очень медленно течет и не отводит тепло. Вымыть ее довольно сложно.

 

Эмульсия масла и антифриза

 

Смесь масла с антифризом обладает повышенной кислотностью, что негативно сказывается на пластиковых и резиновых деталях (патрубках, прокладках, сальниках). Кроме того, эмульсия способствует образованию коррозии на металлических элементах.

Просто слить загрязненную охлаждающую жидкость недостаточно, так как остатки масла с внутренних поверхностей снова попадут в антифриз. Охлаждающую систему необходимо промыть. Сделать это можно как в автосервисе, так и самостоятельно.

Чем опасно мытье внутренностей?

промывка системы охлаждения от ржавчины

Подводных камней в чистке системы охлаждения не меньше, чем в вопросе периодичности смены масла в двигателе . Казалось бы, простая по своей сути операция чистки может обернуться крупными проблемами, особенно, если вы плохо подкованы технически. Что я имею в виду? Да тот же элементарный перегрев, который с недоумением наблюдает каждый пятый водитель, взяв дело в свои руки. А о потеках из-под радиатора и соединений «патрубок-фланец» уж и говорить не стоит…

Для элементарного представления достаточно знать, что система охлаждения – это симбиоз деталей, материал которых различен. К примеру, блок цилиндров и, соответственно, рубашка могут быть чугунными, ГБЦ, радиатор двигателя и печки, конденсатор кондиционера – алюминиевыми или медными, патрубки – резиновыми/пластмассовыми. К чему это?

Не все материалы стойки к агрессивным кислотам, которыми напичкана любая автохимия из разряда «промывка системы охлаждения двигателя». Например, какой-нибудь препарат из автомагазина или простая лимонная кислота в сочетании с дистиллированной водой вмиг могут разъесть тонкие стенки алюминиевого радиатора, тогда как медному сплаву ничего не будет, впрочем, и «чугунине» тоже.

Вторая особенность охлаждающей системы – это ее конструкция. Сеть тонких каналов и подвижный элемент в виде термостата болезненно переносят резкую очистку, в результате которой отслаиваются толстая пленка от старого ТОСОЛа и сгустки накипи и ржавчины. Ведь крупные частицы способны закупорить любой канал и нарушить работу термостата, а это прямой путь к перегреву.

Чем еще может досаждать чистка, так это разгерметизацией всех соединений. Грязь, скопившаяся изнутри на стыках патрубков, блока цилиндров и ГБЦ, вмиг вымывается. От этого соединения начинают течь, сигнализируя о том, что патрубки, хомуты и прокладка ГБЦ нуждаются в замене.

Что нужно знать перед процедурой?

Промывка охлаждающей системы – серьезная процедура, которая требует наличия навыка обслуживания автомобиля. Неграмотно проведенная чистка может обернуться проблемами, поэтому перед началом процедуры необходимо ознакомиться не только с устройством механизма, но и правилами очищения.

Система охлаждения включает детали, изготовленные из разных материалов. Они отличаются разной устойчивостью к химическим реагентам. Игнорирование этого факта может привести к разъеданию некоторых составных частей и вызвать еще более серьезные последствия.

Например, если конденсатор кондиционера сделан из алюминия, то применение лимонной кислоты может вызвать истончение его стенок. При этом чугунные и стальные детали полностью сохраняют свою целостность.

Следует учитывать также конструкцию охлаждающей системы. Тонкие каналы могут пострадать, если при очистке отрываются фрагменты толстой пленки старого тосола, кусочки ржавчины или накипи. При закупорке канала начнется перегрев двигателя.

Чтобы избежать проблем, которые возникают при радикальной чистке, рекомендуется проводить профилактику, использовать оригинальный состав антифриза и вовремя его менять.

Когда промывать

Если замена антифриза производителями авто регламентируется, то про промывку обычно речь не идет. Действительно, степень забитости системы охлаждения сложно предугадать заранее, это очень индивидуальный параметр. Конечно, в случае постоянного перегрева промывка напрашивается, но нужно ли доводить до проблем? Или лучше попытаться нанести грязи превентивный удар?

Можем рекомендовать взять за правило промывать систему охлаждения при каждой смене антифриза. Его же все равно сливать для замены, так что трудоемкость процесса если к нему добавится еще и промывка возрастает не очень сильно. Кстати, а как часто менять антифриз? Какие-то производители регламентируют замену через временной промежуток, какие-то через пробег. Данные разняться, но обычно это 80-150 тысяч километров или 3-5 лет, в зависимости от того, что наступит раньше. Конкретно для вашей модели авто вы можете найти регламентный срок или в сервисной книге, или в интернете.

Промывка вместе с заменой удобна еще и тем, что по состоянию слитой ОЖ можно скорректировать программу промывки. Если антифриз слился чистенький, то можно ограничиться минимальной промывкой, а вот если он в процессе эксплуатации стал заметно более темным и в нем плавают непонятные хлопья, то лучше промыть сильнее, чем планировалось.


На фото: в слитом антифризе масляные пятна

Профилактика лучше всяких промывок

Поддерживать систему охлаждения в бесперебойном режиме проще простого. Достаточно вовремя менять антифриз, при чем не только по километражу, а и по годам. Использовать необходимо только оригинальный продукт, желательно той же серии, что с конвейера.

При таком положении дел промывка также требуется, но назначение ее сугубо профилактическое. Агрессивные средства здесь ни к чему, что и требуется. В качестве прочищающего состава служит дистиллированная вода, которая не может нанести вреда по определению.

К сведению! Именно дистиллированную воду рекомендовано доливать в расширительный бачок, если под рукой отсутствует подходящий антифриз.

Общая схема промывки системы охлаждения мотора

Схема промывки системы охлаждения всегда одинакова. Отличия лишь в используемых промывочных составах и времени их воздействия на систему.

  1. Машина заводится и работает 5–10 минут. Затем двигателю дают остыть в течение 20–30 минут.
  2. Открывается сливное отверстие, антифриз выливается в подставленную ёмкость. Сливать охлаждающую жидкость можно только после остывания двигателя. В противном случае можно получить серьёзный химический ожог.
  3. В систему заливается выбранная моющая жидкость. Двигатель вновь заводится и работает 10–20 минут (длительность работы зависит от выбранного средства). Затем двигатель глушится, остывает, моющий состав сливается.
  4. На его место заливается дистиллированная вода, чтобы смыть остатки средства. Возможно, одной порции воды будет недостаточно, и операцию придётся повторить несколько раз, пока сливаемая из системы вода не будет совершенно чистой.
  5. В промытую систему заливается новая порция антифриза.

Лимонная кислота

Опытные автолюбители успешно промывают системы охлаждения обычной лимонной кислотой.

Лимонная кислота
Лимонная кислота, разведённая в воде — старое, проверенное моющее средство

Она хорошо разъедает ржавчину и накипь, не вызывая коррозии трубок:

  • готовится раствор в пропорциях 1 килограмм кислоты на 10-литровое ведро дистиллированной воды. Если система загрязнена не сильно, то содержание кислоты можно снизить до 900 грамм;
  • двигатель с кислотой в системе охлаждения работает в течение 15 минут. Но после его остывания кислота не сливается. Её оставляют в системе примерно на час. Это позволяет добиться максимального эффекта.

Уксус

Промыть систему можно и обычным столовым уксусом:

  • средство готовится так: на 10 литров дистиллированной воды берётся 500 мл уксуса;
  • полученный раствор заливается в систему, автомобиль заводится и работает 10 минут;
  • двигатель глушится, уксусный раствор сливается только через 24 часа.

Молочная сыворотка

Молочная сыворотка относится к эффективным народным методам. Но некоторые считают ее действие преувеличенным. Тем не менее, способ популярен:

  1. Сыворотку перед применением процеживают через марлевую повязку для удаления имеющегося осадка и сгустков.
  2. Жидкость добавляют в систему и ездят так 150-200 км. Некоторые просто прогревают двигатель, а затем сливают сыворотку. Если наблюдаются сгустки и маслянистые отложения, процедуру повторяют.

Fanta

Использование Фанты для очистки системы охлаждения

Аналогично предыдущему пункту. Однако здесь существует важное отличие. Дело в том, что в отличие от Coca-Cola, где применяется ортофосфорная кислота, в “Фанте” используется лимонная кислота, которая обладает меньшим очищающим эффектом. Поэтому некоторые автовладельцы для очистки охлаждающей системы заливают ее вместо антифриза.

Что касается времени, в течение которого нужно так ездить, то все зависит от степени загрязненности системы. В частности, если она не очень загрязнена, и чистка делается больше для профилактики, то достаточно дать поработать двигателю в течение 30-40 минут на холостых оборотах. Если вы хотите хорошо вымыть застаревшую грязь, то можно покататься так 1-2 дня, после чего залить в систему дистиллят, покататься еще, слить его и посмотреть на его состояние. Если дистиллят грязный — повторять процедуру до тех пор, пока система не очистится. В конце не забудьте хорошенько промыть ее водой и залить новый антифриз.

Обратите внимание, что если в трубопроводе печки есть мелкие дыры или трещины, но грязь их “затянула”, то при промывке эти дыры могут открыться и образуется течь.

Каустическая сода

Каустическая сода — это чрезвычайно агрессивное вещество, которое быстро разъедает шланги в системе. Поэтому ей промывают только радиаторы, предварительно сняв их с машины. Причём радиатор должен быть медным.

Каустическая сода
Каустической содой промывают только медные радиаторы

Если он выполнен из алюминия, то промывать его каустической содой нельзя. Вот как это делается:

  • пропорции раствора: 60 грамм соды на 1 литр дистиллированной воды;
  • все отверстия в радиаторе закрываются резиновыми пробками, состав заливается внутрь и сливается через сутки.

Кока-кола

«Кока-кола» – не только охлаждающий напиток. Ее используют для очистки накипи на посуде, электрочайниках.


Многие рекомендую применять «Колу» (можно «Спрайт») в качестве очищающего средства против масла в радиаторе. Но здесь стоит быть осторожным, поскольку такой метод с промывкой системы подойдет для медных либо латунных деталей. Если используется тонкий алюминиевый сплав, жидкость не только не очистит от следов масла, а сделает дыры в стенках и патрубках, что повлечет ремонт.

Дистиллированная вода

Очищенная вода также считается эффективным средством, если проводить процедуру очистки многократно.

Итак, как промыть систему охлаждения двигателя:

  1. Заливают воду в расширительный бачок.
  2. Запускают двигатель и разогревают воду до температуры 90°С.
  3. Нажимая на педаль газа, водитель может наблюдать, как масляные отложения выталкиваются наружу. Такую процедуру повторяют 5-6 раз, после чего система считается очищенной от загрязнения.

Порошок-автомат

Этот вариант похож на применение средств для мытья посуды, поэтому так же хорошо справляется с очисткой системы от масла. Преимущество в том, что при использовании порошка-автомата образуется меньше пены. При создании раствора на литр воды добавляют 1 столовую ложку порошка.

Вода

Воду целесообразно использовать только при слабом загрязнении системы охлаждения. Жидкость должна быть дистиллированной или хотя бы кипяченой. Ее заливают в радиатор, после чего двигатель нагревают до рабочей температуры. Затем смесь сливают. Процедуру повторяют 5-6 раз. Способ не самый эффективный, зато очень доступный.

Дизельное топливо

Одно из самых эффективных, по отзывам автовладельцев, народных средств для промывки системы охлаждения. Солярку заливают в бачок, прогревают двигатель, а затем сливают жидкость. Процедуру повторяют минимум два раза. Перед заливкой свежего антифриза систему промывают водой.

Чем не рекомендуется промывать систему охлаждения

Среди так называемых народных средств существует ряд таких, которые не рекомендуются к использованию, несмотря на то, что некоторые автовладельцы все же пользуются ими, и они в отдельных случаях даже помогают. Приведем несколько примеров.

Fairy

Некоторые автолюбители для промывки охлаждающей системы от масла используют популярный бытовой жироочиститель Fairy или его аналоги. Однако его использование связано с рядом проблем. Во-первых, его состав предназначен для борьбы с пищевым жиром, и с моторным маслом он попросту не справится. А даже если и попытаться залить его в радиатор, то вам придется заливать и “кипятить” двигатель несколько десятков раз.

Поэтому НЕ рекомендуем вам использовать бытовые жироочистители наподобие Fairy и ему подобных средств.

“Белизна”

Особенность “Белизны” состоит в том, что в ее составе имеется гипохлорит натрия, который разъедает алюминий. И чем выше температура жидкости и рабочей поверхности, тем быстрее происходит коррозия (по экспоненциальному закону). Поэтому ни в коем случае не заливайте в систему различные средства для удаления пятен, в особенности те, где имеется хлорка и связи на ее основе (в том числе “Мистер Мускул”).

Профессиональные средства для очиститки системы охлаждения двигателя

Специальные жидкости обладают отличной эффективность. При этом существует несколько их видов.

Таблица. Разновидности жидкостей для промывки системы охлаждения

Вид жидкости Краткое описание

Нейтральная Используются в профилактических целях, так как агрессивные вещества отсутствуют. Эффективность минимальная.
Кислотная Отлично подходит для удаления грязи и других компонентов. Агрессивный состав позволяет получить высокую эффективность. Но требуется учитывать, что основная направленность – это неорганические соединения.
Щелочная Щелочи хорошо удаляют органические соединения.
Двухкомпонентная Здесь используются щелочи и кислоты. Таким образом, эффективность наибольшая. Но цена таких средств довольно высокая.

Важно. Нельзя использовать сразу два средства. Также не стоит применять высококонцентрированные растворы. Их воздействие легко повреждает отдельные элементы двигателя.

Стоит подробнее рассмотреть наиболее популярные и эффективные средства, рекомендованные к использования для промывки двигателя транспортного средства.

LAVR Radiator Flush Classic

Это профессиональная жидкость, продающаяся во многих специализированных магазинах. Ее можно использовать для любых моторов. Также допускается применение в строительной технике. Необходимо заливать перед заменой антифриза, чтобы удалить вредоносные элементы. Может удалять следы ржавчины, масла, накипи и так далее. С помощью данного вещества срок использования антифриза увеличивается до 40%. Также здесь есть ингибитор коррозии.

Важно. Перед сливом охладителя необходимо остудить двигатель, а данное вещество нагреть до комнатной температуры и встряхнуть. Заливать требуется до отметки минимума, а потом включить мотор на холостом ходу.

После этого средства необходимо его повторно промыть, чтобы удалить частички вещества. Только потом заливается антифриз.

LAVR Radiator Flush Classic
LAVR Radiator Flush Classic

Характеристики:

  • объем 1 литр;
  • можно использовать для любого транспорта.

Плюсы

  • высокая эффективность;
  • небольшая цена;
  • можно использовать со всеми двигателями;
  • есть в составе кислоты и щелочи;
  • российский производитель, поэтому состав полностью подходит для эксплуатации в российских условиях.

Минусы

  • необходимо дополнительно промывать водой после использования этого средства.

LAVR Radiator Flush Classic

Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute

Это вещество от американского производителя, которое активно продается в России, Европе и в странах СНГ. Стоимость небольшая, зато эффективность на высоте. Это позволяет применять промывку без ущерба для кошелька. Важным преимуществом является необходимость использовать всего 7 минут, после чего возможно удалять реагенты. Работоспособность антифриза увеличивается до 70%, что считается еще одной сильной стороной Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute. Здесь отсутствуют кислоты, в основе только щелочи. Поэтому необходимо применять только для удаления органических соединений.

Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute
Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute

Характеристики:

  • 325 или 440 мл;
  • американское производство;
  • хорошая совместимость при работе практически с любыми поверхностями.

Плюсы

  • низкая цена;
  • щелочной состав позволяет применять вещество практически во всех случаях;
  • быстро очищает трубки двигателя.

Минусы

  • нельзя хранить в открытом виде;
  • плохо справляется с удалением неорганических соединений.

Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

Довольно популярное средство, которое стоит не дороже 8 долларов. Возможно применять в любых системах охлаждения. Здесь нет никаких средств которые могли бы разъедать трубки изнутри, поэтому рекомендуется применять жидкость для профилактики. Лучше всего промывать этим веществом двигатель пару раз в год, чтобы предотвратить появление большого количества накипи и других негативных веществ. Одного баллончика хватает на 10 литров воды или другого хладагента. Необходимо предоставить двигателю возможность поработать холостом ходу. После проведения очистки заливается новый антифриз. Данное средство неплохо справляется с большинством загрязнений, однако не может справиться с трудными загрязнениями.

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger
LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

Характеристики:

  • 300 мл;
  • продается в виде баллончика;
  • можно использовать на 10 литров антифриза.

Плюсы

  • небольшая цена;
  • нет агрессивных веществ, поэтому приходится использовать в качестве профилактики;
  • популярный бренд;
  • соответствие государственным стандартам.

Минусы

  • плохо справляется с большими загрязнениями.

LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger

Xenum M-FLUSH

Еще одна качественная промывка, которая подходит для бензиновых и дизельных двигателей. Стоимость довольно высокая, зато можно использовать в старых агрегатах, где количество вредных веществ очень высокое. С помощью этого вещества восстанавливается работа гидравлики и поршневых колец. Жидкости можно использовать почти на 60% дольше, что снижает стоимость обслуживания транспортного средства. Это весьма актуально для копаний, у которых большой автопарк.

Xenum M-FLUSH
Xenum M-FLUSH

Характеристики:

  • промывочная жидкость;
  • подтип – присадка;
  • подходит для всех типов двигателей.

Плюсы

  • хорошо удаляет загрязнение;
  • улучшает работу мотора;
  • снижает стоимость обслуживания машины;
  • позволяет дольше использовать жидкости.

Минусы

  • высокая цена.

Xenum M-FLUSH

ZIC FLUSH

Этого вещества 4 литра, поэтому его хватает надолго. При этом допускается использование для промывки двигателя других узлов автомобиля. Эффективно удаляет следы масла, ржавчины и накипи. Для полимерных уплотнителей жидкость полностью безопасна, что очень важно. При правильном применении снижается температура двигателя, улучшается процесс теплообмена, а также значительно увеличивается срок эксплуатации основных узлов транспортного средства. Приобрести это средство можно в большинстве специализированных магазинов. Цена умеренная, что делает его весьма популярным у водителей.

ZIC FLUSH
ZIC FLUSH

Характеристики:

  • производство Корея;
  • для легковых автомобилей;
  • индекс вязкости 135;
  • застывает при -47 градусах.

Плюсы

  • большой объем;
  • высокая эффективность;
  • увеличивает запас прочности основных систем.

Минусы

  • высокая цена.

ZIC FLUSH

Основные ошибки при промывке СО двигателя

  1. Работы проводятся в холодную погоду, когда ночью возможны заморозки;
  2. Не одеваются перчатки в итоге можно получить тепловой или химический ожог;
  3. Неправильный анализ отработанной ОЖ, что приводит к перерасходу средств на промывку или к неверному подбору средств. К примеру, каустическая сода для промывки алюминиевых радиаторов не применяется;
  4. Неправильно подобранная концентрация промывочного раствора, что может привести к разъеданию резинотехнических изделий и появлению дополнительной ржавчины;
  5. Забывчивость. На завершающим этапе не забывайте промывать систему охлаждения нейтральными жидкостями, к примеру, водой – дистиллированной или кипяченной;
  6. Заливайте только качественную ОЖ, исключите подделки. Читайте тут, как выбрать антифриз.

Советы и рекомендации

Общие принципы, рекомендации и особенности проведения процедуры очистки в домашних условиях:

  1. При выполнении задачи нельзя использовать обычную проточную воду. В такой жидкости содержатся микроэлементы, которые способствуют образованию ржавчины на металлических частях охладительной системы, в частности, радиаторе. Это приводит к более быстрому износу устройства.
  2. Нельзя использовать антифриз или «Тосол», купленный у продавцов, не имеющих лицензию. Такие продукты зачастую могут быть изготовлены не по ГОСТу, в результате чего их ресурс эксплуатации значительно ниже. Кроме того, подобные жидкости быстрее уходят в осадок и забивают элементы системы охлаждения.
  3. Замену охлаждающей жидкости необходимо выполнять каждые 2-3 года в зависимости от стандарта использующегося расходного материала. В среднем ресурс эксплуатации хладагента составляет около 40-80 тысяч километров пробега.
  4. Перед заменой хладагента обязательно нужно выполнять промывку.

Техника безопасности:

  1. Если силовой агрегат транспортного средства прогрет до рабочей температуры, перед выполнением промывки ему обязательно нужно дать остыть. Попадание горячего антифриза на кожу приведет к образованию ожога.
  2. При выполнении замены или чистки охладительной системы транспортное средство должно находиться на ровной горизонтальной поверхности.
  3. При выполнении задачи пользователь обязательно должен использовать перчатки. Это позволит защитить руки от горячих элементов силового агрегата.
  4. При сливе расходного материала открывается соответствующая пробка. Действовать нужно гаечным ключом, поскольку кипяток оставит ожоги.
Источники

  • https://mirsmazok.ru/avtokhimiya/chem-promyt-sistemu-okhlazhdeniya-dvigatelya-ot-masla/
  • https://schtuzer.ru/promyvka-sistemy-ohlazhdeniya-avto/
  • https://ZSD-kabinet.ru/effektivnaya-promyvka-sistemy-oxlazhdeniya-avtomobilya-kakoe-sredstvo-luchshe
  • https://linhai-russia.ru/ino-avto/kak-promyt-radiator-ohlazhdeniya.html
  • https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/promyvka-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya.html
  • https://VmyatynNet.ru/remont-i-servis/myagkij-ochistitel-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya.html
  • https://etlib.ru/blog/560-chem-promyt-sistemu-ohlazhdeniya-dvigatelya
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5e26640d73034b00ad7f5751/promyvka-sistemy-ohlajdeniia-ot-motornogo-masla-5fb2bef2f6872f437ea9a1a2
  • https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/chem-promyt-sistemu-ohlazhdeniya-dvigatelya-ot-masla.html
  • https://obzor-expert.com/chem-luchshe-promyt-sistemu-ohlazhdeniya-dvigatelya-rejting-top-10-effektivnyh-sredstv/

[свернуть]
Adblock
detector