Как восстановить отражатель фары — инструкция
Особенности рефлектора
Фара состоит из 2 основных элементов: лампы и рефлектора, который способствует образованию светового потока. Его максимальная эффективность достигается лишь при условии определенной гладкости и хорошего состояния. Важным нюансом также является качество отражающего покрытия (напыление серебра, алюминия, хрома). Существует несколько распространенных причин порчи рефлектора:
- Естественный износ из-за оконченного времени службы детали. Вследствие этого также повреждается зеркальный слой.
- Резкие температурные скачки (например, в зимнее время).
- Нарушение герметичности вызвано проникновением внутрь влаги и мелких частиц пыли, что приводит к тусклости рефлектора и снижению качества светового потока.
- Монтаж лампы с повышенной мощностью. В фаре происходит критическое повышение температуры, а на отражателе появляется выгоревший участок.
Разновидности
В настоящее время на современных моделях автомобилей применятся рефлекторы разнообразных размеров и форм, которые делятся на 4 вида:
- Софокусные. Отражатель состоит из разделенных на участки блоков, при этом фокус каждого элемента должен обязательно совпадать. Основной блок образует дальний свет, а дополнительные части отвечают за ближнее освещение. Изделие работает вкупе с лампой, имеющей 2 нити накаливания. Общие габариты конструкции небольшие.
- Параболические. Полукруглый экран участвует в создании параллельно направленного потока света. Чем больше расстояние от оси, тем меньше световой поток. Ближнее освещение обеспечивается лампой со специальным экраном.
- Бифокальные отражатели состоят из 2 блоков, их фокусы не совпадают и значительно различаются. Поэтому световой поток может быть направлен на ближнюю зону дороги. Основной недостаток: такой рефлектор устанавливается только в оптику с одной нитью накаливания.
- Поэллипсоидальные изделия являются сложным комплексом элементов с наличием особого защитного экрана. Собственный микроконтроллер обеспечивает их управляемость. Возможно изменение интенсивности светового луча. Для полноценной работы необходима лампа с 1 нитью накаливания.
Вне зависимости от причин, вызвавших сбои в работе рефлектора, требуется его замена (при трещине) либо восстановление, стоимость которого в обычном автосервисе может «влететь» не в одну тысячу рублей. Заменить изделие тоже не так просто: отражатель практически никогда не продается отдельно от фары, чья цена также «кусается». Поэтому давайте разберемся с тем, как восстановить отражатель фары своими руками. Предлагаем самые известные методы, предусматривающие использование таких материалов, как:
- металлизированный скотч;
- эпоксидный клей и фольга;
- зеркальная пленка (2 вида);
- краска «хром».
При отсутствии возможности либо желания проделывать все ремонтные работы самостоятельно следует посетить специализированную автомастерскую. Обязательно поинтересуйтесь, какой способ восстановления рефлектора будет выбран. Не доверяйте мастеру, если он говорит, что за символическую плату он сделает напыление хромом либо другим металлом. Указанный способ относится к довольно трудоемким и дорогим вариантам, а при неграмотном нанесении теряет всякий смысл.
Почему темнеет отражатель фар
Все современные транспортные средства оснащаются фарами, в конструкцию которых входят отражатели нескольких видов: параболические, бифокальные, софокусные и полиэллипсоидальные.
Вне зависимости от конструкции светового прибора в какой-то момент отражатель может потемнеть и тем самым ухудшить качество эксплуатации автомобиля.
Причиной того, что в фаре потемнел отражатель, могут быть несколько событий:
- нарушение герметичности корпуса фары, вследствие чего во внутреннее пространство попадает влага, которая, в свою очередь, приводит к повреждению отражателя (окисление, потеря зеркальности и т. д.);
- механические повреждения, вызванные внешними воздействиями на транспортное средство;
- значительные перепады температуры окружающего воздуха, негативно влияющие на конструктивные элементы оптического прибора.
В связи с тем, что наличие исправно работающей оптики определяет уровень безопасности дорожного движения и условия безаварийной эксплуатации автомобиля, ремонт отражателя фары затягивать не стоит. Его следует выполнить в максимально сжатые сроки с момента обнаружения неисправности.
Оптимальным решением данной проблемы является обращение в специализированную мастерскую, где будут выполнены все необходимые мероприятия по ремонту, вплоть до полной замены поврежденной фары в случае возникновения такой необходимости.
Однако при наличии свободного времени и умении работать своими руками, эту поломку можно устранить самостоятельно.
Причины износа отражателей
Отражатель фары постоянно подвергается воздействию, которое влияет на его внешний вид и приводит к появлению трещин, мутных пятен и выгораний.
Ремонт отражателя потребуется из-за факторов:
- перепады температуры;
- проникновение грязи в фару;
- использование усиленных ламп.
В холодное время года при использовании автомобиля оптика подвергается частым нагревам и остываниям. При перепадах температуры рефлектор со временем покрывается трещинами, а зеркальный слой становится мутным, теряет способность формировать луч и отражать его на дорожное полотно. Такого износа невозможно избежать, автомобильная фара служит не более 8-15 лет в зависимости от используемых ламп и материала отражателя.
При возникновении трещины в корпусе оптики или защитном стекле во внутреннюю полость попадают частички пыли, воды, грязи. Со временем загрязнение нагревается от лампы и прожигает зеркальную поверхность. Предупредить проблему можно с помощью периодического осмотра оптики и немедленного удаления трещин.
Водители часто устанавливают лампочки с увеличенной мощностью и получают яркий луч света. Обратная сторона модификации — выделение высокой температуры, которая оплавляет отражатель, цоколь и корпус оптики. Чтобы избежать таких повреждений следует использовать только детали с рекомендуемыми параметрами мощности. Для галогена это 55 W, для ксенона – 35 W. Маркировка с указаниями находится на корпусе фонаря или на стекле.
Реставрация отражателя фар
Для начала открываем фары и смотрим, загрязнен ли отражатель.
Снимать фару надо в таком порядке
- Отсоединить минусовую клемму (массу) от аккумулятора.
- Отсоединить разъемы ламп и сервоприводов регулировки фар.
- На некоторых марках и моделях авто приходится снимать радиатор и различные накладки, чтобы демонтировать фару.
- Теперь надо снять привод корректора, выкрутить болты и снять фару.
- Разобрать фару, вытащить отражатель.
Если хромированный блестящий слой уже отслаивается, то его надо удалить, сколько берется.
Подготовительные работы
Перед тем, как заняться самостоятельным ремонтом рефлектора, нужно снять фару и выполнить полный разбор. Для быстрого отделения всех элементов следует нагреть ее строительным феном, многократно обрабатывая шов горячим воздухом либо поместить на 20 минут в уже разогретую до 100⁰С обычную духовку. Герметик начинает терять свои скрепляющие свойства уже при 75⁰С. Затем фару моют, чистят и сушат. Теперь базовая подготовка изделия закончена. В дальнейшем каждый автовладелец выбирает наиболее подходящий метод ремонта рефлектора.
Способы восстановления отражателей
Существует несколько вариантов, как отремонтировать отражатель:
- скотчем с отражающей поверхностью;
- металлизированной фольгой;
- специальной краской;
- виниловой пленкой.
Мастерские предлагают услуги по восстановлению серебром, однако это дорогостоящая процедура, которая по карману не каждому водителю. За один хромовый элемент специалисты потребуют 1500-2000 рублей. Если в оптике используются отдельные блоки для поворотов, дальнего и ближнего света, то услуга обойдется в 8-12 тысяч рублей.
С помощью скотча
Отремонтировать дефектный участок фары можно с помощью металлизированного скотча, который продается в магазине с автомобильными аксессуарами.
Реставрация отражателей фар:
- Зачистить шкуркой дефектную поверхность.
- Замерить и вырезать элементы скотча в соответствии с рисунком рефлектора.
- Обезжирить поверхность.
- Наклеить отражающий материал.
- Разгладить пальцами и тщательно обезжирить.
- Снять прозрачную защитную пленку.
Плюсами метода считаются простота работы, невысокая стоимость материала, долгий срок службы. К минусам водители относят визуальные дефекты в виде неровностей и выраженных швов.
С помощью фольги
Пищевая фольга и эпоксидный клей выдерживают высокие температуры, поэтому подходят в качестве отражателя. Перед началом работ нужно зашкурить рефлектор фары, приготовить клеящий состав кисточку и перчатки.
Ремонт металлизированным элементом фольги:
- Заранее подготовленная деталь обезжиривается.
- Кисточкой наносится небольшое количество клея на поверхность рефлектора.
- Прикладывается фольга и расправляется пальцами.
- Излишки состава удаляются тканью.
Для подготовки выкройки можно использовать лист бумаги и обычный скотч. Это позволит подобрать точные размеры и не испортить материал.
К плюсам способа относится высокая стойкость к температуре и хорошие показатели отражаемости. Негативный фактор — отсутствие возможности повторного восстановления из-за стойкого клея, от которого невозможно избавиться.
Краска
В продаже встречается специальная хромовая краска, которая укладывается ровным слоем и обладает отличными отражающими характеристиками. Покраска фар изнутри при соблюдении технологии не имеет недостатков в виде неровностей или швов. Используя жидкий хром, можно добиться отличных результатов в домашних условиях.
Хромирование отражателей фар:
- Почистить отражатель фары обезжиривающим средством.
- Нанести краску в несколько слоев.
- Просушить в соответствии с инструкцией.
Чтобы рестайлинговые фары прослужили долгое время, нужно выбирать жаропрочные составы, которые выдерживают температуру до 120-140 °С.
Чем покрасить:
- Motip,
- Abro,
- Bosny.
Эти фирмы зарекомендовали себя с хорошей стороны и часто используются автовладельцами.
Зеркальная плёнка
Зеркальная пленка – это строительный материал, представляющий собой полотно, изготовленное из полимерных материалов с металлизированным покрытием.
В промышленности выпускаются модификации зеркальной пленки с клеящим слоем и без него.
Наиболее востребованными в данной категории товаров являются следующие модели зеркальной пленки, выпускаемые отечественными и зарубежными компаниями-производителями:
- «Oracal» – компания «Оракал-трейдинг» (Россия);
- «Silver» – компания «Scorpio Premium» (Тайвань);
- «USB» – компания «Ultra Solar Blok» (Южная Корея).
Отремонтировать отражатель фары с использованием зеркальной пленки можно следующим образом:
- Изготавливается макет, для чего используется бумажный строительный скотч, наклеиваемый на поверхность ремонтируемого отражателя или плотная бумага, прижимаемая к поверхности ремонтируемого объекта.
- После этого макет извлекается из фары и накладывается на используемую пленку, по его контуру выполняется вырезание заготовки.
- Поверхность отражателя обезжиривается, как и в ранее рассмотренных вариантах.
- Вырезанная пленка (заготовка) укладывается на ремонтируемое изделие, выполняется ее фиксация в месте размещения, при этом зеркальный слой должен быть обращен наружу.
- В случае использования пленки с клеящей основой ее крепление выполняется при помощи строительного фена, посредством которого пленка нагревается и становится более эластичной. При использовании пленки без клеящего слоя ее крепление выполняется при помощи какого-либо клея, как и в случае использования фольги.
- При укладке пленки необходимо удалить образующиеся под ее поверхностью пузырьки воздуха, дабы обеспечить равномерность излучаемых фарой потоков света, а также прочность крепления пленки к поверхности отражателя.
- В случае наличия лишних элементов фольги (заготовки), которые могут образоваться по краям отражателя, их следует отрезать ножницами.
- В местах, где выполнить наклейку зеркальной пленки не представляется возможным (рифленые части отражателя фары, если таковые имеются), следует осуществить их обработку хромированной краской, как было рассмотрено в предыдущем варианте.
- После реставрации отражателя фара собирается и устанавливается на транспортное средство.
Как видно из всего вышесказанного, ремонт отражателя фары автомобиля вполне может выполнить каждый владелец автотранспортной техники с минимальными финансовыми затратами и в сжатые сроки. Главными условиями успеха выполнения этих работ и доведения фары автомобиля до хорошего состояния являются желание их выполнить самостоятельно и наличие свободного времени для этого.
Неудачные эксперименты
- Специальный красящий состав с названием «Жидкий хром». Смесь используется для восстановления отражающих поверхностей. И, возможно, она была б идеальным выбором при необходимости восстановить отражатели фар, если бы не одно существенное НО. Эксперименты показали, что красящий состав не способен выдерживать повышенные температуры. Покрытие начинало портиться при температуре 60 градусов. Очевидно, что такой вариант не особенно подходит для замкнутой области вокруг лампы накаливания, так как повышенная температура здесь всегда, когда лампа включена. Конечно, с первого включения фар (или даже с десятого) покрытие не испортится, но если необходимо долговечное решение, то указанное средство не подходит.
- Жаростойкая краска. Этот вариант с точки зрения практичности при повышенной температуре, конечно, гораздо лучше подходил бы, если бы не одно НО. Ее предназначение декоративное, максимум – защитное, но не светоотражающее. То есть даже серебряная краска (максимально приближенный оттенок к светоотражающей поверхности) показал не самые лучшие результаты по отражению лучей света. Отраженные лучи получаются сильно рассеянными и тусклыми.
- Фольга на клею. Сама по себе фольга обладает неплохим показателем отражения света. Ее глянцевая металлическая поверхность хорошо отбивает лучи. При этом, если применить качественный клей, например, эпоксидную смолу, то конструкция теоретически должна быть прочной и долговечной. Однако, большая поверхность, которую должен покрывать клей, может привести к длительному высыханию. Клей, кстати, может окончательно допортить отражатель. Кроме того, есть вероятность того. что при оклеивании фольга значительно помнется и отражающий эффект окажется сильно хуже желаемого.
Рекомендации к использованию красок
Каждый тип эмульсий предусматривает определённый спектр направлений, где их рекомендуется использовать. Так и с хромовыми видами красителей. Можно назвать ряд рекомендаций для использования этого типа эмульсий:
- Наилучший эффект дают составы известных мировых производителей. Лучше отказаться от дешёвых вариантов неизвестных брендов;
- Нанесение состава требует определённых навыков. Перед покраской изделия необходимо провести тренировку;
- Тренировка также необходима и для предотвращения подтёков, это весьма существенно снижает визуальную привлекательность окончательного вида;
- Не рекомендуется использовать этот тип красителей на гибком пластике;
- Если предполагается дальнейшее покрытие окрашенного изделия лаком, то предварительно нужно подобрать соответствующий лак. В противном случае возможно нарушение красочного покрытия, что приведёт к необходимости повтора процесса окраски.
Соблюдение данных рекомендаций позволит сократить время на работу, а также сэкономить денежные средства.
- https://howcarworks.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%8B-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8
- https://LampaExpert.ru/avtomobilnye-lampy/dekorativnoe-osveschenie-i-tyuning/vosstanovlenie-otrazatela
- https://InfoKuzov.ru/remont/vosstanovit-otrazhatel
- https://autostuk.ru/kak-vosstanovit-otrazhatel-fary.html
- https://dorpex.ru/kuzov/remont-kuzova/4-luchshih-sposoba-vosstanovleniya-i-remonta-otrazhatelya-faryi-svoimi-rukami
- https://kalina-2.ru/otechestvennie-avto/zhidkij-hrom-dlja-far